Статья популярная, ее можно читать без предварительного знакомства с творчеством указанных в названии философов.
Ничто не рождено для легкой жизни. У философии тоже бывают сложные эпохи.
Декарт и Ньютон жили в то время, которое еще помнило вкус Божественного, хранило в себе зерна трансцендентной благодати. В их трудах - легкость и кристальная чистота мысли. Ими двигала уверенность, что за бессмысленным хаосом конкретных закономерностей можно увидеть Закон. Бог был гарантом этой уверенности.
Эпоха Ницше и Бердяева - эпоха утраченного Бога. Это время тяжелых решений, современное время, уходящее время.
Мы однажды проснулись и обнаружили, что Евангелие более не способно утолить наш духовный голод. Такое осознание породило две альтернативы.
Выбор Ницше* таков: обратиться в религию, которой не существует. У этой религии нет ни мудрецов, ни святых. Нет храмов. Нет священных текстов. Нет ничего, но она столь страстно жаждет своего воплощения, что от каждого ее отчаянного вопля дрожит земля. Время этой религии еще не пришло. Она способна воплотиться только в коллаж из чужих и устаревших духовных практик или в утопическую идею.
Выбор Ницше влечет за собой последствие: новая вера начнет с неистовым безумием творить сама себя в его мыслях, будет делать обреченные на провал попытки родиться сквозь него. Ницшеанство пронизано жуткой болью. Ницшеанец переполнен творчеством, которое не может реализоваться в рамках ницшеанства. Это творчество разрушает его личность, но не дает соприкоснуться с Духом.
Выбор Ницше - красная таблетка, но при условии, что ты твердо знаешь: Зион - это тоже Матрица.
Выбор Бердяева (1874-1948, философ-персоналист)** - другой. И я не думаю, что судьба Бердяева была легче. Решение оставаться христианином в мире, который покинул Бог, - тяжелое решение. Это как выбрать синюю таблетку, при условии, что ты всегда будешь помнить о Матрице.
Мука персоналиста - страшная мука. Он хочет писать о Боге, но может написать лишь о боге. Он жаждет выйти за пределы личности и слиться с Всемогущим Абсолютом, но вместо этого лишь рассуждает о верховной личности, которая не всемогуща, поскольку существует несотворенная ею и неподконтрольная ей свобода.
Бог персоналистов не ответственен за зло этого мира. Он отказался принять грехи всего человечества на себя.
Есть выбор Ницше и есть выбор Бердяева. Каждое из этих двух решений - живой поток, который стремиться воплотиться в максимально возможном количестве людей. Кто-то, ни разу жизни не читавший Ницше, тоскует о Сверхчеловеке. Душу другого терзает грусть о ушедшем Боге. В сознании некоторых из нас эти альтернативы, тем или иным способом, сосуществуют.
Но у ницшеанской и бердяевской духовности, несмотря на их различие, есть одна общая черта. В обоих случаях мы имеем дело с личностными рассуждениями о Духе, с рационализацией.
Можно, конечно, разговаривать с Богом как с личностью:
"- У меня тут недавно умер сын. Ты ведь не хотел этого, правда?
- Нет, братишка, что ты. В последнее время дела на небесах совсем плохо идут. Извини, так получилось."
Но скорбящему отцу безразличны подобные беседы. Он хочет услышать Божественное Безмолвие в ответ на свой истошный вопль "Почему?!!". Он хочет, чтобы утренняя заря испепелила его и осталось лишь величие Духа, Всепринятие и Всепрощение.
Можно рассуждать о "крутом парне, который скоро придет, и который точно будет знать, что такое Дух". Но вжимающегося в асфальт солдата мало волнуют размышления о возможном пришествии нового пророка. Ему нужен сам Дух, прямо здесь и сейчас.
Такова сегодняшняя эпоха. И я с уверенностью могу утверждать, что она уходит***.
_________________________________________________________________
* Выбор Ницше, как я его понимаю, включает в себя достаточно широкий спектр культурных течений: идеология коммунизма, нацистская ретроромантика, духовные практики New Age. Все это - процесс поиска Духа евроатлантической цивилизацией в опыте других эпох и народов (начиная от идеи Маркса о построении индустриального аналога первобытного коммунизма и заканчивая ньюэйджерской эклектикой восточных религий).
** Выбор Бердяева, как я его обозначил - это интерпретаторский подход к пониманию Библии. Он одинаково эффективно очищает христианство от предрассудков и выхолащивает любое духовное содержание.
*** Как мне кажется, обе тенденции: обращение к чужому опыту и ревизия старого опыта - являются необходимой предпосылкой для рождения новой духовности изнутри евроатлантической цивилизации. Если ницшеанство занималось поиском семян, то персонализм готовил почву для их посева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий