Поль Гоген, деливший с Ван Гогом комнату в
Арле в 1888 году, заметил, что Винсент хранил пару страшно изношенных башмаков,
которые, похоже, имели для него очень важное значение. Гоген начинает рассказ:
Итак, Винсент начинает излагать историю этих
стоптанных башмаков. «Мой отец, — сказал он, — был пастором, и по его настоянию
я занимался теологией, дабы подготовиться к своему будущему призванию. В одно
прекрасное утро я, ничего не сказав своей семье, в качестве молодого пастора
отправился в Бельгию проповедовать на фабриках евангелие не так как меня учили,
но так как я понимал его сам. Эти башмаки, как ты видишь, мужественно выдержали
это утомительное путешествие».
Но почему же именно эти башмаки были так важны
для Винсента? Почему он так долго возил их с собой, такие стоптанные и
изношенные? Оказывается, как продолжает Гоген, что «когда Винсент проповедовал
шахтерам в Боринаже, ему пришлось ухаживать за жертвой пожара в шахте. Человек
так сильно обгорел и был так изуродован, что у доктора не было надежды на его
выздоровление. Лишь чудо, думал он, может его спасти. Ван Гог с любовью ухаживал
за ним сорок дней и спас жизнь шахтера».
Должно быть, это были незабываемые сорок дней,
которые оставили глубокий след в душе Ван Гога. Шахтер так сильно обгорел и
испытывал такие страшные боли, что доктор отказался от него, обрекая его на
неминуемую и ужасную смерть. Более месяца Винсент находился у его постели. А
потом на него снизошло видение, которое он описал своему другу Гогену, и
которое объясняет, почему этот случай был так важен для него.
Гоген начинает с самого начала: «Когда мы
вместе жили в Арле, оба безумные, оба в постоянной борьбе за красивый колер, я
обожал красный цвет; а где можно было найти идеальную киноварь? Он рисовал на
стене своей желтоватой кистью, которая внезапно стала фиолетовой:
Я един в Духе
Я — Святой Дух
Я — Святой Дух
«В моей желтой комнате — один маленький
натюрморт, тот, фиолетовый. Два огромных изношенных башмака. Это были башмаки
Винсента. Те, что он надел в одно прекрасное утро, когда они были еще новыми,
чтобы пешком отправиться из Голландии в Бельгию. Молодой проповедник только что
закончил свою теологическую учебу, чтобы стать священником, как его отец. Он
ушел на шахты к тем, кого называл своими братьями...»
«В противоположность учению своих голландских
профессоров, Винсент верил в Иисуса, который любит бедных; и его душа, глубоко
пронизанная милосердием, искала утешительных слов и жертвенности для бедным и
противостояния богатым. Несомненно, Винсент уже был безумен».
«Винсент уже был безумен», — Гоген повторяет
это несколько раз с изрядной иронией: все мы почли бы за честь прикоснуться к
такому безумию!
Затем Гоген рассказывает о взрыве в шахте: «Все окрасилось в ярко-желтый цвет, ужасное огненное сияние... Создания, которые выползали в этот момент наверх... в тот день говорили «adieu» жизни, прощались со своими товарищами... Одного из них, страшно изуродованного, с обгоревшим лицом, подобрал Винсент. «Однако», — сказал врач компании, — «этому парню конец, если только не чудо...»
«Винсент, — продолжает Гоген, — верил в
чудеса, в материнскую заботу. Этот сумасшедший (он определенно был безумен)
сидел, неся вахту в течение сорока дней, у постели умирающего человека. Он
упорно не позволял воздуху проникать в его раны и оплачивал лекарства.
Священник-утешитель (он определенно был безумен). Пациент заговорил. Безумное
усилие вернуло мертвого христианина к жизни».
Шрамы на лице этого человека — он воскрес
благодаря чуду заботы — выглядели для Винсента в точности, как шрамы от
тернового венца. Винсент говорит: «В присутствии этого человека, который носил
на своем челе несколько шрамов, у меня было видение тернового венца, видение
воскресшего Христа».
В этот момент, рассказывая Гогену свою
историю, Винсент берет кисть и, имея в виду «воскресшего Христа», говорит: «И
я, Винсент, я нарисовал его».
Гоген заканчивает: «Он делал набросок своей
желтой кистью, которая внезапно стала фиолетовой. Винсент воскликнул:
Я — Святой Дух
Я един в Духе.
Я един в Духе.
Решительно, этот человек был безумен».
И на верхнем краю спектра сознания — в высших
состояниях сознания — разные люди в один голос говорят об осознании бытия
единства со всем сущим, тождественности с духом, целостности в духе и т. д.
Попытки более поверхностных психологии, таких как психоанализ, объявлять все эти высшие состояния обычной
патологией, просто не выдерживают дальнейшей проверки и сопоставления с
имеющимися данными. Напротив, вся совокупность межкультурных данных убедительно
предполагает, что эти более глубокие или высокие состояния потенциально
доступны всем нам, так что «сознание Христа» — духовное осознание и единение —
доступно для любого и каждого из нас.
Так, когда Винсент сказал, что видел
воскресшего Христа, это именно то, что он имел в виду, и это, скорее всего,
именно то, что он видел. И поэтому он возил с собой как ветхое, но дорогое напоминание,
башмаки, в которых он был, когда пришло это видение.
Итак, как вы видите, важная часть
первоначального смысла изображения этих башмаков — не единственного смысла, но
первоначального смысла — очень проста: это башмаки, в которых Винсент выхаживал
Иисуса, Иисуса во всех нас.
(c) Кен Уилбер. Око Духа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий