Страницы

вторник, 18 марта 2014 г.

Постмодернизм и творческая пустота



В этом отношении особенно интересно одновременное, однако в большой степени противоречивое и даже парадоксальное обращение к целостности — в некоторых случаях даже к «духовности», — совершённое в поздних работах нескольких ведущих философов-постмодернистов, которые при этом были совершенно не религиозны, включая и самого Лиотара. [106] Когда возможности деконструкции и «универсального» релятивизма за несколько десятилетий истощились, включая попытку радикального разоблачения, если не «разрушения» (Мартин Хайдеггер) любого содержательного образа личности, «я», общества и мира, что привело, таким образом, к сведению всего, в том числе и понятия о человеческом достоинстве и человеческих правах, к языковым и культурным конструктам, некоторые ведущие мыслители, к своему удивлению, осознали, что всё же есть, как это выразил Жак Деррида (1930–2004) «нечто, очевидно сопротивляющееся деконструкции. Кажется, что существует нечто, что функционирует в качестве невидимой предпосылки, на которой держится сама деконструкция, пока всё, что может быть деконструировано, не окажется деконструированным. Эта предпосылка подобна центру циклона: она является частью процесса, но он не может её затронуть». [107]

Лиотар, Деррида и даже Мишель Фуко (1926–84) в последние годы своей жизни обнаружили, что должно быть нечто, что составляет онтологическую основу деконструкции и языковых игр — нечто, что представляет собой активную движущую силу живого процесса мысли, которая существует до появления любого мыслительного содержания. Эти мыслители пришли к осознанию своего рода изначальной и нелокализованной, но однако на определённом уровне самосознающей «жизненной энергии» мысли, сознания и присутствия: нечто ускользает от ума думающего, поскольку размышляющий ум всегда отождествляется со своим содержимым и упускает из виду процессы, на которых строится его содержимое и из которых оно рождается, то есть он упускает из виду процесс своей же собственной жизни, который является активным проявлением творения через «вдохновение». Это вдохновение должно быть чем-то, что предшествует всем содержаниям мысли, так сказать, их источником: чем-то, что не было сконструировано, но что вместо этого проявляется и действует как предпосылка всех конструктов. Это «предпозитивный процесс конструирования, который сам по себе пустотен», «творческая пустота» (productive void) или «отсутствующее присутствие». [108] Он должен представлять собой нечто вроде неидентифицируемого сознавания или даже «чистого сознания», как бы мы это ни называли. Представление о «творческой пустоте», введённое поздними постмодернистскими философами, кажется поразительно похожим на представление о «пустоте», которое развивалось в буддийской и индуистской мысли и духовной практике.

(с) Роланд Бенедиктер, Маркус Молц. Становление неоинтегративных мировоззрений.

Link

Комментариев нет:

Отправить комментарий