Страницы

среда, 2 июля 2014 г.

Часто встречаю этот миф в спорах о холизме и теории систем



В: Но ученые, принадлежащие к «новой парадигме», настоятельно твердят о том, что самой фундаментальной темой в парадигме Просвещения был ее атомизм. И они собираются преодолеть его, заменяя его холизмом или теорией систем.
КУ: Да, они действительно так считают, и это совершенно неверно. Я не знаю, кто начал говорить эту чушь, но она действительно не имеет никакого смысла.
В: Я заложил параграф в книге, где вы рассказываете об этом, и я хочу прочитать это для нашей аудитории.
Эти поверхностные холисты, например, считают, что во многом «отрицательное наследие» Просвещения — это его атомизм и разделительная онтология. Но атомизм не был главной темой эпохи Просвещения. Как мы в подробностях увидим далее, и что ясно, фактически, для каждого историка этого периода, главным вопросом Просвещения была «гармония взаимосвязанного порядка бытия», гармония системы, которая лежала в основе всех идей, от великой «невидимой руки» Адама Смита, великого «порядка взаимосвязи» Джона Локка до «гармоничной целостности, состоящей из взаимосвязанных существ» реформаторов и деистов.
Вот лишь несколько примеров: Чарльз Тэйлор в своей работе представляет неоспоримое заключение ученых, состоящее в том, что «для мысли эпохи Просвещения природа как целостная взаимосвязанная система объективной реальности, в которой в естественных условиях взаимосвязано существовали все организмы, включая человека, стала основной моделью, проектом счастливого общества, а следовательно, и блага. Просвещение создало модель природы, в том числе и человеческой природы, как гармоничного целого, части которого совершенно сочетались друг с другом, и «единство порядка рассматривалось как взаимосвязанная сеть, призывающая к действиям, направленным на формирование гармоничного целого». Как сказал Папа Александр, говоря за все то поколение: «Такова великая гармония мира, которая возникает на основе Порядка Союза и полного Согласия вещей; где малое и большое, где слабый и могущественный, созданы для служения [друг другу], а не для страдания; для развития, а не для борьбы. Части связаны с Целым; все служат и служат всем; ничто не находится в одиночестве».
Уже «Энциклопедия», детище эпохи Просвещения, выражала мысль, что «в природе все взаимосвязано», и Лавджой указывает на то, что «они имели привычку красноречиво беседовать на темы совершенства Универсальной Системы» («Пол, Экология, Духовность», стр. 131-132).                                                             
КУ: Да, главной темой Просвещения была концепция великой «сети жизни», великого взаимосвязанного порядка существ, каждое из которых было взаимосвязано со всеми другими. Действительно, существовало несколько чудаков атомистов, считавших себя последователями Демокрита. Но они не затрагивали главные и центральные темы ученых эпохи Просвещения, как совершенно ясно демонстрируют эти исследователи.

Кен Уилбер, "Краткая история всего". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий