В.: Значит, эволюция — это постоянное уменьшение эгоцентризма.
К. У.: Да, это непрерывная децентрация. Говард Гарднер предлагает чудесный обзор исследований в данной сфере, и я хочу зачитать краткую цитату из него, ибо ею всё сказано.
Он начинает с упоминания того, что развитию, в общем, свойственно «уменьшение эгоцентризма». И далее он продолжает: «Маленький ребёнок всецело эгоцентричен: это не значит, что он думает о себе эгоистично, а напротив — что он неспособен думать о себе.
Эгоцентрический ребёнок неспособен отличить себя от остального мира, он не отделил себя от других и от объектов. Посему он чувствует, что другие разделяют с ним его боль и его радость, что его лепет всегда будет понят, что его перспектива разделяется всеми людьми, что даже животные и растения участвуют в его сознании. Играя в прятки, он будет „прятаться“ прямо на виду у других, ведь его эгоцентризм не позволяет ему понять, что другим очевидно его местонахождение. Всю траекторию человеческого развития можно рассмотреть как продолжающееся уменьшение эгоцентризма».
В.: Стало быть, нарциссизм и эгоцентризм наиболее выражены на вехе 1, а в дальнейшем
постепенно уменьшаются?
К.У: Вот именно! Ведь на данной стадии личность наименее дифференцирована и нарциссизм
проявляется в своём худшем виде! Это самоцентрирование несколько уменьшается, когда
отождествление младенца переключается от физиоцентрического пространства к биоцентрическому — от вехи 1 к вехе 2. Ребёнок более не считает физический мир продолжением себя, ибо физическая самость и физический мир теперь дифференцированы. Но эмоциональная самость и эмоциональный мир всё ещё не отделены, так что весь эмоциональный мир рассматривается в качестве продолжения самости, — эмоциональный нарциссизм находится на своём пике! Биоцентрическая, или экологическая, самость вехи 2,
таким образом, всё ещё глубоко эгоцентрична. Она считает: то, что она чувствует, чувствует и весь мир. Нарциссизм уменьшается или вновь снижается с образованием концептуальной самости (веха 3). Самость теперь представляет собой концептуальное эго, однако это эго всё ещё не может принять на себя роль другого, а значит, раннее эго всё ещё преимущественно нарциссично, доконвенционально и эгоцентрично. Поэтому я иногда обобщаю вышеупомянутое постепенное снижение нарциссизма как переход от физиоцентризма к
биоцентризму и эгоцентризму, при этом понимая, что все три стадии в общем смысле эгоцентричны, но во всё меньшей и меньшей степени. И вся эгоцентрическая перспектива переживает ещё один радикальный сдвиг, когда формируется способность принимать на себя роль другого. В этот момент эгоцентризм сменяется социоцентризмом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий